Организация, содержание циклов обучения определяется реформами, проводимыми уже в течение 30 лет, которые обеспечивают демократизацию образования и его адаптацию к нуждам развивающегося общества.
Основными реформами последних лет являлись следующие:
Является ли система образования Франции эффективной? С точки зрения французов, оно все еще слишком теоретично, а техническое образования, долгое время остававшееся в забвении, плохо развито. Условия обучения также имеют свои недостатки: перегруженные классы, нехватка преподавательского состава и материалов для обучения, наличия учеников с разным уровнем подготовки в одном классе, слишком быстрая смена программ и методов обучения, деградация имиджа и роли преподавателя в обществе. Сложно сравнивать Францию с Россией, но образовательные проблемы у нас во многом общие.
Существует также классовое (социальное) неравенство. Посудите сами: сдавших экзамен бакалавра стало в десять раз больше, чем в 1950 году, их часть в обществе увеличилась с 4,4% в 1946 году до 27,9% в 1984, но социальные группы неравномерно представлены среди бакалавров: 56,8% среди них это дети из семей с высоким уровнем доходов (лица свободных профессий, руководители предприятий, сотрудники аппарата управления предприятий), в то время как эта социальная категория составляет лишь 7,7% активного населения.
Так что проблемы существуют и во Франции, с той только разницей, что правительство этой страны пытается реформировать систему образования (с переменным успехом) и увеличить дотации на ее развитие. Несмотря на все имеющиеся сложности, эта система образования считается одной из лучших в Европе.
Дошкольное образование
Детские сады принимают детей с 2 лет (при наличии свободных мест) и
до 6 лет. Образование до начальное школы не является обязательным, но
практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад.
Детские сады часто считают самой большой удачей французской
системы обрвазования. Классы хорошо оформлены, дети счастливы. Они
обучаются, играя, многим полезным вещам и получают навыки общения.
Дети в садах делятся на три возрастные группы. Первая с 2 до 4
лет, где дети только играют. Вторая (средняя) с 4 до 5 лет - обучаются
лепке, рисованию и другим практическим навыкам, а также устному
общению. Третья (старшая) с 5 до 6 лет готовится к обучению чтению,
письму и счету.
Сады работают пять дней в неделю, по шесть часов в день ( три
утром и три после обеда). В крупных городах сады работают с раннего
утра до 18 - 19 часов, и во время каникул, так как многие родители
работают, и дети нуждаются в присмотре.
Начальное образование
Начальная школа обучает детей до 14 лет и является последним этапом
обязательного образования. После окончания цикла обучения в начальной
школе учащиеся сдают экзамены на получение сертициката о начальном
образовании ( certificat d'etudes primaire, CEP).
Начальное образование продолжается пять лет, с 6 до 11 лет ( если у ребенка нет проблем с учебой) и делится на:
Переход из детского сада в начальную школу иногда тяжело проходит для детей, которым необходимо привыкать к дисциплине. Обучение длится 27 часов в неделю (9-12 часов, и с 14 до 17 часов), четыре дня в неделю и в субботу утром. В среду и воскресенье дети отдыхают.
В общем-то в начальной школе запрещены задания на дом, но это практикуется повсеместно.
Школы обучают смешанные классы - девочек и мальчиков вместе, несмотря на то, что вы все еще можете видеть на старых зданиях надписи "Школа для мальчиков" или "Школа для девочек".
Все предметы в классе ведет один преподаватель.
Среднее образование
Среднее
6-й и 5-й классы - цикл наблюдения
Все дети поступают в коллеж, проходят одинаковую программу обучения и в обязательном порядке изучают один из "живых" языков.
В конце пятого класса некоторые дети, у которых имеются
серьезные проблемы с адаптацией в школе или имеющие разного уровня
задержку умственного развития, направляются в специальные секции
обучения.
4-й и 3-й классы - цикл ориентации
Дети начинают изучение второго "живого" иностранного языка и могут выбрать дополнительно латынь, греческий или другие языки.
В конце 3-го класса ученики сдают экзамены для получения
свидетельства об окончании коллежа (ранее этот документ назывался
BEPC).
После 3-го класса ориентация дальнейшего обучения не зависит
от наличия свидетельства об окончании коллежа. Она является главной
целью и главным направлением в обучении, т.к. дальше ученики смогут
продолжить свою учебу либо по "короткому", либо по "длинному" циклу
обучения.
Решение о дальнейшем направлении (ориентации) учебы учащихся
выносит советом класса после консультации с учащимися и их семьями.
Родители могут требовать пересмотра решения, если оно кажется им
необоснованным.
В некоторых коллежах создаются специальные секции для обучения
детей с различными видами отклонений развития и поведения. Их обучают
преподаватели, прошедшие профессиональную подготовку для работы с
"трудными" детьми.
Обычно эти секции называются SEGPA.
2-й "короткий" цикл профессионального образования
Профессиональные лицеи LEP (аналог наших ПТУ) готовят учащихся в течение 2-х лет к профессиональному диплому.
В системе французского образования профессиональное и общее образование больше разделены, чем в других странах, и из-за этого профессиональное образование имеет невысокую ценность в глазах общества и учащихся.
LEP имеет плохой имидж в обществе, поскольку считается прямым путем к невысокому социальному положению и низкой зарплате. Это вызвано тем, что долгие годы на этот цикл обучения отправлялись самые плохо успевающие ученики.
Среди учащихся, получающих BEP, почти половина продолжает обучение, чтобы сдать экзамен на степень бакалавра ("бак"), благодаря наличию "переходных" классов.
2-й "длинный" цикл обучения: лицей
Лицей готовит в течение 3-х лет к экзамену на степень бакалавра:
Второй класс является "неопределенным" классом, то есть пока не имеющим определенной специализации
Первый класс имеет много направлений -филиалов обучения, ведущих к разным видам бакалавриата. После первого класса ученики проходят тест по французскому языку, оценка за который учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.
"Терминаль" или последний класс лицея заканчивается сдачей экзамена на степень бакалавра.
"Бак", как его кратко называют французы, не является дипломом, но имеет огромную важность, так как в дальнейшем ведет к высшему образованию.
Высшее образование
Высшее образование, "короткий" цикл
Высшее образование доступно только при наличии степени
бакалавра. Французская система образования имеет различные формы:
"короткий" и "длинный" цикл, обучение в высших школах (Grandes ecoles),
университетах.
Начнем с образования, длящегося обычно два года и поэтому
называемом "коротким" циклом высшего образования. Оно пользуется
спросом в обществе, так как дает возможность реального и быстрого
трудоустройства.
Обычно работодатель выбирает своих будущих работников исходя
из конкурса досье, так как кандидатов на место больше, чем имеюихся
вакансий.
Имеются следующие виды образовательных учреждений "короткого" цикла:
Высшее образование "длинного" цикла
Университеты являются единственными учреждениями, которые принимают всех кандидатов без предварительного отбора (хотя негласно и нелегально существует отбор по оценкам на степень бакалавра) и именно поэтому в университетах часто оказываются студенты, просто не поступившие в другие школы.
Более половины бакалавров поступают университет, но около 40% бросают учебу в течение первого года обучения.
Возможно поступление в университет без наличия степени бакалавра , путем сдачи специального экзамена в университет (ESEU), но это возможно только в ограниченном количестве случаев и только для опытных специалистов, имеющих большой стаж практической работы.
Практически все университеты являются государственными, за исключением нескольких конфессиональных.
Университетское образование имеет три цикла:
Первый цикл в течении 2 лет готовит к получению DEUG (диплом об общем университетском образовании) , но этот диплом не имеет практической ценности на рынке труда.
Второй цикл готовит к лицензии (licence) в течение одного года после DEUG и maitrise (год после licence).
Недавно была также создана возможность профессионального образования: MST (maitrises des sciences et techniques) и магистратура (les magisteres), в которой обучаются три года.
Третий цикл делится на два филиала:
После получения DEA (в течение одного года) можно подготовить научную работу (these), минимально в течение двух лет.
Изучение медицины и фармацевтики является особым разделом образования. Оно проходит в CEU (госпитальных университетских центрах), при этом университет обеспечивает теоретическое обучение, а больница - практические навыки.
Изучение медицины продолжается от двух до десяти лет. В конце первого года студенты сдают очень сложный экзамен, и только сдавшие его могут продолжать обучение.
После шести лет обучения студенты проходят конкурс в специализированную интернатуру, которая позволяет стать врачом-специалистом после четырех или пяти лет обучения, или получить диплом по "общей медицине" по конкурсу после двух лет обучения.
Французский аналог MBA - DESS
Обучение на диплом DESS приравнивается к третьему, последнему циклу
высшего образования (аналог нашей аспирантуры и кандидатской степени).
DESS получают не только студенты, но и сотрудники компаний,
заключившие со своим предприятием соглашение о повышении квалификации.
При поступлении проводится отборочный тест-собеседование
(concours d'entre, конкурс бывает 4-5 человек на место). Обязательное
условие для поступления - высшее образование (диплом Maitrise) по любой
специальности. Не менее (а иногда и более) важен опыт управленческой
работы. В отдельных случаях этот опыт может быть засчитан как первые
четыре университетских курса. Подобные вопросы решает комиссия по
эквивалентности. Она же занимается признанием полученных вами в
российском вузе квалификаций. Для всех иностранцев есть еще одно общее
требование - хорошее владение французским языком. В качестве
подтверждения этого факта принимается документ об успешной сдачи
экзамена DELF.
Допустим, вы благополучно прошли отбор и вас зачислили. Дальше
предстоит выбрать подходящую специализацию. Наиболее известны и
популярны следующие специализации: управление предприятием,
международный маркетинг, дизайн и качество, управление персоналом,
стратегия и руководство малыми и средними предприятиями.
Обучение по программе DESS любой специализации ориентировано
на практику. Кроме безусловной полезности для студента, это еще и
своеобразный "ответ взаимностью" предприятиям, которые отправляют
сотрудников на программы formation continue (так называется
послеуниверситетское образование) и платят по 20 тыс. франков за год
обучения каждого. 3-4-месячная стажировка включена в любую программу
DESS.
Цель послеуниверситетского обучения одна - подготовить
выскоклассного специалиста в области экономики и управления. Поэтому
нет ничего удивительного в том, что в университетах наравне с прочими
есть департаменты с "говорящей" аббревиатурой AIDE (aide - помощь).
Здесь студент университета может пройти стажировку по собственному
проекту и даже открыть собственное дело (в этом ему посодействует
региональный совет предпринимателей).
Кроме того, сами школы регулярно публикуют предложения
стажировок, календари ярмарок вакансий, рекомендации по составлению CV
и т.д. в специализированных изданиях Figaro GEU (Grands Ecoles et
Universites), Les Echos. Как показывает опыт, для многих студентов
чтение таких изданий оказывается куда полезней скучной зубрежки
занудных учебников по маркетингу.
Предупреждаем сразу - для получения диплома DESS придется
много и напряженно учиться. Французы считают, что любой управленец
должен знать основы стратегического планирования, аудита и контроля,
логистики, управления производством, анализа рынков и политики сбыта,
управления персоналом и социопсихологии менеджмента, финансов и
коммерческого права.
На диплом DESS обычно готовят институты управления
предприятиями (Institut d'Administration des Entreprises, IAE -
французский аналог бизнес-школ), которые создаются при крупных учебных
заведениях. Таких институтов сейчас во Франции 27, и они достаточно
равномерно распределены по всей стране. Это государственные учреждения,
и обучение здесь полностью регламентировано Министерством национального
образования. Поскольку бизнес-специализаций DESS в государственном
реестре более 10, каждый институт, заботясь прежде всего об уровне
обучения, предлагает не все сразу, а в среднем 4-5 специализаций.
Государство в свою очередь следит за тем, чтобы в среднем по стране не
возникало "профицита" или "дефицита" какой-либо из специализаций.
Помимо IAE, получить французскую MBA можно еще и в
бизнес-школах. Следует отметить, что не так давно пять наиболее
престижных французских школ менеджмента, в их числе Высшая коммерческая
школа (НЕС), Высшая школа экономических и коммерческих наук (ESSEC) и
Высшая коммерческая школа Парижа образовали консорциум, в рамках
которого можно за 2 года получить диплом MBA на английском языке. При
всем при этом самой известной французской бизнес-школой по праву
остается легендарная INSEAD.